18 июня 2024 года

Мифы о возрасте.

Мифы – это предание, сказание. Это представление людей о мире, его устройстве, месте человека в нем.В это верит человек и общество.Мы с вами в этом живем и ощущаем их на себе.
Самые распространенные мифы о пожилом возрасте и старости:
  1. В старости хуже работает мозг. У взрослых людей работа мозга может измениться только в сторону ухудшения
  2. Законы функционирования мозга неизменны. «В мозговых центрах взрослого человека нервные пути — это нечто фиксированное, конечное, неизменное. в случае повреждения какого-либо из своих участков мозг не может изменить свою структуру и найти новый способ функционирования.
  3. Нервные клетки не восстанавливаются. Все может умереть, ничего не может регенерировать. клетки мозга теряют способность правильно развиваться, если получают повреждения, они умирают, их восстановление невозможно.
  4. Скорость старения зависит от генов.
  5. Старость – это одиночество и слабоумие.
Самым сложным является изменить мнение общества о возрасте, старении и модели здорового старения. Для этого необходимы практические примеры людей, которые находятся рядом, и когда ты можешь сам пробовать и почувствовать эффективность на себе. Только через практический опыт меняется отношение и формируется новое мнение.
Тема очень большая, конечно. Предлагаю проговорить о той реальности, которая уже существует в нашем мире, и основанная на последних исследованиях ученых.
Содержание:

Нейропластичность. Мысли способны менять наш мозг.

Еще в конце 1960-х — начале 1970-х годов было сделано несколько важных открытий. Исследования показали, что мозг изменяется с каждым совершаемым нами действием, преобразуя свои схемы так, чтобы они лучше соответствовали решаемой задаче. Если одни мозговые структуры дают сбой, в действие вступают другие. Представление о мозге как механизме, состоящем из жестко специализированных частей, не могло в полной мере объяснить те потрясающие изменения, которые наблюдали ученые. Они назвали это важнейшее свойство мозга нейропластичностью.
 Норман Дойдж – врач психиатр, доктор медицины, психоаналитик, сотрудник Центра психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета в Нью Йорке.
Собрал факты, истории жизни людей, открыл факты. Открытие того факта, что мысли способны — даже в пожилом возрасте — менять структуру и функции мозга, это важнейшее достижение в области неврологии за последние четыре столетия.
 «Многие годы существовало общепринятое мнение, что у взрослых людей работа мозга может измениться только в сторону ухудшения. Считалось, что у детей с ограниченными умственными способностями и взрослых, перенесших травму мозга, нет ни малейшей надежды на то, чтобы добиться его нормального функционирования.
 Дойдж утверждает, что это не так. Он описывает способность мозга, позволяющую ему реорганизовывать самого себя за счет формирования новых нейронных связей на протяжении всей жизни человека. Он приводит множество примеров из практики.
- «Нам давно известно, что изменения мозга могут влиять на нашу психологию и то, что мы думаем. Норман Дойдж показывает нам, что процесс мышления и наши мысли способны преобразовывать наш мозг. Он раскрывает основы психологического исцеления».
На протяжении 400 лет подобное казалось невероятным, поскольку господствующая классическая медицина и наука считали, что законы функционирования мозга неизменны. Существовало общепринятое мнение, будто после окончания детского возраста мозг начинает затем меняться только в сторону ухудшения его работы: якобы клетки мозга теряют способность правильно развиваться, получают повреждения или умирают, их восстановление невозможно. Прежде полагали, что в случае повреждения какого-либо из своих участков мозг не может изменить свою структуру и найти новый способ функционирования.
Теория неменяющегося мозга определяла, что люди, родившиеся с какими-либо ограниченными мозговыми или психическими возможностями или претерпевшие повреждение мозга, будут неполноценными до конца своей жизни. Ученым, пытавшимся совершенствовать или сохранить работу здорового мозга с помощью терапии или умственных упражнений, советовали не тратить времени впустую. В этой сфере господствовал неврологический нигилизм — мнение о том, что лечение многих заболеваний мозга неэффективно и даже нежелательно. Такое мнение получило широкое распространение у нас на Западе и даже повлияло на общее представление о человеческой природе. Если мозг не способен меняться, то и определяемая им функция неизбежно должна быть постоянной и неизменной.
Убеждение в невозможности трансформации мозга определяется тремя главными факторами. Во-первых, известно, что среди пациентов с повреждениями мозга полное выздоровление наблюдается очень редко. Во-вторых, затруднительно изучать деятельность живого мозга на нейронном уровне. И наконец, это убеждение основывается на представлении, что мозг похож на некий очень сложный механизм (а все механизмы, даже самые необычные, как мы знаем, не изменяются и не растут).

Изучать новое очень важно!

Майкл Мерцених, нейробиолог в университете Калифорния, профессор, много лет изучает нейропластичность мозга уверен: когда обучение проходит в соответствии с законами, управляющими пластичностью мозга, его умственные функции совершенствуются, что позволяет нам познавать и воспринимать информацию с большей точностью, скоростью и степенью запоминания.
Когда мы учимся, то расширяем свои знания и ,по мнению Мерцениха, благодаря этому мы также изменяем саму структуру мозга и повышаем его способность к обучению. В отличие от компьютера мозг постоянно переделывает сам себя.
Говоря о тонком наружном слое мозга — коре, он утверждает: «Кора головного мозга выборочно совершенствует свои способности к обработке информации в зависимости от решаемой задачи». Мозг не просто учится; он всегда «учится учиться».
 В представлении Мерцениха наш мозг — это не бездушный сосуд, который мы наполняем; он скорее похож на живое существо, способное расти и меняться благодаря правильному питанию и тренировкам. мозг рассматривали как сложный механизм, имеющий жесткие ограничения в плане памяти, скорости обработки информации и ума. Но Мерцених доказал ошибочность этих представлений.
Мерцених не ставил перед собой цель понять, как происходит изменение мозга. Он случайно пришел к осознанию того, что мозг способен преобразовывать свои схемы. И хотя он не стал первым ученым, открывшим миру нейропластичность, благодаря его экспериментам, осуществленным уже в начале карьеры, пластичность мозга получила признание среди передовой части неврологов.
Мерцених считает:
 - что наше нежелание заниматься интенсивным обучением с наступлением старости приводит к «истощению» систем мозга , которые модулируют, регулируют и контролируют его пластичность. В ответ он разработал упражнения для мозга, предназначенные для предотвращения возрастного когнитивного спада — типичного ухудшения памяти, мышления и скорости обработки информации.
Проблема в том, что в зрелости мы редко беремся за задания, требующие большой концентрации внимания, редко пытаемся освоить новую сферу знаний или овладеть новыми навыками.
 Такие виды деятельности, как чтение газеты, работа по хорошо знакомой специальности и использование родного языка, связаны, главным образом, с повторным использованием освоенных навыков, а не с обучением. К тому времени, когда мы приближаемся к своему семидесятилетию, системы мозга, регулирующие его пластичность, могут прозябать без систематического использования уже лет пятьдесят.
полезно все, что требует высокой концентрации внимания: обучение новым видам двигательной активности; решение сложных головоломок или смена рода деятельности, связанная с приобретением новых навыков. Мерцених — ярый сторонник изучения новых языков в пожилом возрасте: «Постепенно вы будете оттачивать все заново, и это принесет вам огромную пользу».
То же самое можно сказать о подвижности нашего тела. Если вы будете просто исполнять те танцы, которые выучили много лет назад, это не поможет вам сохранить двигательную кору мозга в должной форме. Чтобы ваш мозг продолжал жить, вы должны учиться чему-то действительно новому , требующему высокой сосредоточенности. Это позволит вам запасать новые воспоминания и обладать системой, способной с легкостью оценивать и хранить старые.

Научные исследования слуховой памяти пожилых людей. Результаты.

Posit Science опубликовала результаты первого контрольного исследования в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, USA. В течение восьми-десяти недель взрослые люди в возрасте от 60 до 87 лет занимались по программе развития слуховой памяти пять раз в неделю по часу в день — в общей сложности около 40–50 часов. До начала занятий при прохождении стандартных тестов на память участники исследования, в среднем, показывали результаты, типичные для семидесятилетних людей. После занятий эти результаты соответствовали результатам людей в возрастном диапазоне от 40 до 60 лет. Таким образом, многие из них перевели часы своей памяти назад на 10 или более лет, а некоторые даже на 25. Результаты последующего тестирования, проведенного через три месяца, подтвердили эти улучшения.
Группа специалистов из Калифорнийского университета в Беркли, возглавляемая Уильямом Джагастом, провела ПЭТ-сканирование (ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография) людей, прошедших курс обучения, до его начала и после завершения.
В ходе исследования также было проведено сравнение участников в возрасте 71 года, использовавших программу для развития памяти, с их сверстниками, которые провели то же самое количество времени, читая газеты, слушая аудиокниги или играя в компьютерные игры. У тех, кто занимался не по программе, наблюдали признаки продолжающегося метаболического ухудшения в лобных долях головного мозга. А у пользователей программы была обнаружена повышенная метаболическая активность в правой теменной доле и ряде других областей мозга, что соответствовало более высоким результатам, продемонстрированным ими при тестировании их памяти и внимания. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что упражнения для мозга не просто замедляют процесс возрастного ухудшения умственных функций, но и могут способствовать их улучшению. И не забывайте о том, что такие изменения произошли после всего лишь сорока-пятидесяти часов занятий; вполне вероятно, что при более длительной работе прогресс может быть более значительным.
Занятия нейрогимнастикой улучшают не только умственные способности, но и физическое состояние. Для активного долголетия важно изучать новое, иметь цели и регулярно тренировать ум.

Упражнения для мозга.

Были разработаны упражнения для:
- для лобных долей, которые поддерживают наши «управляющие функции», такие как фокусирование на целях, извлечение тем из того, что мы воспринимаем, и принятие решений . Эти упражнения предназначены и для того, чтобы помочь людям в категоризации вещей, выполнении сложных указаний и усилении ассоциативной памяти (благодаря ей мы устанавливаем связь между явлениями, предметами, людьми, местами).
Компания Posit Science разрабатывает упражнения:
-  управление тонкими движениями (тонкой моторикой). По мере старения многие из нас отказываются от такого времяпрепровождения, как рисование, вязание, игра на музыкальных инструментах или резьба по дереву, потому что не могут контролировать нюансы микродвижений пальцев рук. Сегодня специалисты компании занимаются разработкой упражнений, позволяющих сделать ослабевающие двигательные зоны рук в мозге более точными.
-   «общее управление движениями» , которое ослабевает с возрастом, приводя к потере равновесия, появлению склонности к падениям и проблемам с подвижностью.
-  связь рецепторов стоп и головного мозга. Эта связь нарушается с возрастом - нарушения обработки вестибулярной информации - причина этих ухудшений - сокращение обратной связи от рецепторов, расположенных на наших стопах . По мнению Мерцениха, обувь, которую мы носим десятилетиями, ограничивает поступление обратной связи от стоп к мозгу. Если мы ходим босиком по неровной поверхности, наш мозг получает множество различных входных сигналов. Обувь представляет собой достаточно плоскую платформу, которая рассредоточивает стимулы, а поверхности, по которым мы ходим, все чаще имеют искусственное происхождение и тоже становятся гладкими
Клетки разрушаются, утрачивают связи или перестают функционировать. Эти изменения могут приводить к переменам в поведении, но так происходит не всегда.
причина в том, что мозг переходит в усиленный компенсационный режим и перенастраивает себя в соответствии с новыми условиями работы. Именно получение новой информации в общении социальном, эмоциональном, обучении новому способствует проявлению и развитию пластичности нашего мозга, а ограничение общения, снижение коммуникации, одиночество способствует затуханию работы мозга.
Поэтому занятия гимнастикой мозга преобразуют наш мозг, развивают его силу, а изучение чего то нового развивают нейросвязи в мозгу, и это способствует омоложению и хорошему здоровью Человека.

Исследования пожилых людей в России.

В июне 2017 года Центр методологии федеративных исследований РАНХиГС при Президенте РФ провел масштабный опрос людей старше 65 лет. В ходе опроса выяснилось, что для долголетия пенсионеров важно общение, востребованность, ощущение частью сообщества.Чаще всего пожилые люди имеют существенные ограничения в коммуникации, и свое свободное время проводят за просмотром телевизора, чтением книг, работая на даче. Фактически у восьмидесятилетнего человека остается всего лишь 2-3 человека, с кем он может поговорить, и совсем отсутствует сообщество для поддержания своих эмоциональных и интеллектуальных потребностей. Это не влияет позитивно как на самочувствие человека, так и на его социальную адаптацию. Пожилой человек все меньше и меньше ощущает свою принадлежность к какому- либо сообществу, это усиливает чувство одиночества, приводит к накоплению негативных эмоций, чувству ненужности и несчастности. И, чем больше у человека людей, с которыми он может поделиться своими бедами или радостями, чем больше ситуаций, на которые он может повлиять, тем полноценнее и счастливее он проживает годы пожилого возраста.